Оздоровительная работа в ДОУ направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через формирование ценностного отношения к своему здоровью. Мероприятия по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни планируются и реализовываются в течение всего дня в разных видах детской деятельности.
Формирование основ здорового образа жизни осуществляется с использованием парциальной образовательной программы физического развития детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник» под общей редакцией Е.Ф. Купецковой, а также авторских педагогических технологий:
- «Здоровый ребенок» Ю.Ф. Змановского,
- «Быть здоровыми хотим» М.Ю. Картушиной,
- «Недели здоровья в детском саду» Е.И. Гуменюк, Н.Н. Слисенко. Данные технологии направлены на оздоровление детей, способствуют не только физическому, но и эмоциональному развитию дошкольников.
Укрепление и сохранение здоровья дошкольников осуществляется в реализации следующих направлений:
- рациональная организация двигательной активности в течение дня;
- система эффективного закаливания;
- комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов;
- обеспечение рационального питания.
Для эффективности закаливающих процедур соблюдаются следующие условия:
- наличие облегченной, не перегревающей, не сковывающей движений одежды на открытом воздухе и в помещении;
- поддерживание температурного режима в помещениях, рекомендованного санитарными нормами и соблюдение графика проветривания;
- хождение босиком, при соблюдении постепенности в продолжительности в соответствии с графиком закаливания;
- контрастные воздушные ванны;
- обширное умывание после дневного сна;
- полоскание горла водой комнатной температуры с детьми старшего дошкольного возраста.
С целью оздоровления детей педагоги используют здоровьесберегающие технологии:
- ежедневный точечный массаж;
- гимнастика для глаз, направленная на снижение зрительного переутомления;
- динамические паузы и физкультминутки;
- пальчиковая гимнастика;
- проблемно-игровые игротренинги;
- сказкотерапия «Подарки для Феи», музыкотерапия, в целях поддержания психологического здоровья, профилактики нарушений эмоционального состояния.
Использование детских тренажерных устройств: «Велотренажер», «Степлер» с ручкой», «Твистер» механический с ручкой», «Наездник «Райдер», «Беговая дорожка», «Бегущая по волнам» повышает интерес к занятиям физической культурой, двигательную активность, укрепляет мышечную силу, развивает физические качества: выносливость, силу, быстроту. Спортивные игры и упражнения на спортивной площадке, оборудованной на территории детского сада, способствуют укреплению здоровья, закаливанию детского организма.